Коучинговые технологии в работе учителя

Участница 4-х модульной программы МЭУк «Наука и искусство трансформационного коучинга» Наталья Дудакова (учитель русского языка и литературы, г. Маркс) написала интересную статью, в которой отразила свой личный опыт внедрения коучинга в образовательный процесс.

С приходом в школу нового ФГОС изменилась концепция обучения и образования. Учителя стали искать нетрадиционные способы взаимодействия с учениками, новые методы ведения урока с позиции интерактивного диалога. Для меня таким методом общения стал коучинг.

Коучинг в школе – это абсолютно другой взгляд на жизнь, на отношения учителя с учеником. В коучинге всё по-другому. На привычном уроке учитель объявляет тему, перечисляет, что будут делать дети в течение 45 минут, а потом ещё и удивляется тому, что неблагодарные ученики недостаточно хорошо изучают эту очень важную для дальнейшей жизни тему. Нет, на уроке учителя-коуча совсем другая «история»: ученики сами заявляют учителю, что они хотят получить от урока, какими способами достигнут результата и зачем им это нужно. Этот этап урока называется «контрактом», в традиционной системе это приблизительно соответствует этапам организации класса, мотивации и постановки цели. Контракт мы закрепляем шкалой ценностей.

Это может быть шкала понимания темы урока, шкала готовности к проверочной работе и т.п.

Коучинговый подход позволяет выявить и задействовать скрытые резервы ребёнка, помогает найти пути выхода из затруднительной ситуации.

Ученики сами выявляют свои затруднения в понимании теории, в выполнении практических заданий и сами же ищут способы решения проблем. Например, после написания словарного диктанта в 5 классе, ребята радостно подсчитывали количество правильных слов, а Лёша тоскливо вздыхал, так как опять сделал много ошибок.

  • «Ошибки – это нормально, они обязательно есть у тех, кто учится. Ты хочешь следующий словарный диктант написать лучше? Как ты думаешь, что ты можешь для этого сделать?»
  • «Понять, какое правило я не знаю»
  • «Хорошо. А какое?»
  • «Мягкий знак после шипящих на конце слов»
  • «Прекрасно! Ты очень внимательный! Давай вместе вспомним, что нужно знать, чтобы правильно писать такие слова?».

Лёша вспоминает, воспроизводит алгоритм написания орфограммы и обнаруживает «слабое место». Оказалось, он путает склонения существительных.

  • «Подумай, какими способами ты можешь исправить положение?»
  • «Дома я выучу склонения существительных и всегда буду правильно ставить мягкий знак после шипящих на конце слов».

Удивление, радость, восхищение собой. Он САМ разобрался, САМ выбрал способ решения проблемы, САМ себе задал домашнее задание! И никаких «должен», «нужно», «обязан». Только «хочешь» и «можешь». Учитель не даёт готовых решений, он ставит «волшебные» вопросы, позволяющие ребёнку раскрыть свои возможности. А вопросы гениально просты: «Как ты думаешь? Чего ты хочешь? Какими способами этого можно достичь? А ещё какими способами?»
Коучинг помогает и в воспитательной работе. Мой пятый класс отвечал за организацию вечера юмора. Что сделает хороший, ответственный, «нормальный» классный руководитель? Соберёт класс, покажет всем папку со сценарием, может быть, прочитает его, потом раздаст детям слова и назначит ответственных за афишу, реквизит и т.д. И до самого мероприятия будет контролировать, загонять на репетиции, всё за всех доделывать и переделывать, жаловаться на равнодушие детей (Я для них наизнанку выворачиваюсь, всё за них придумала, организовала, а они!!! Неблагодарные!) Но я, уже давно ненормальный классный руководитель, собрала детей и с воодушевлением поздравила их с первым открытым мероприятием в пятом классе. И спросила, что они хотят получить от этого праздника.

  • «Ничего. Отдохнуть. Повеселиться. Радость. Хочу быть ведущим. Хочу, чтобы все нас хвалили и удивлялись, какой праздник мы устроили»
  • «А зачем вам это нужно? Что вы почувствуете, когда это получите?»

Оказалось, что ребята хотят почувствовать свою значимость, поднять собственную ценность.

  • «Каким вы хотите видеть наш праздник?»
  • «Весёлым. Крутым. Самым лучшим»
  • «А конкретно? Как украсим зал? Какие будут номера? Что ещё интересного можно придумать?»

И тут я уже не успевала записывать на доске предложения. Когда дети выговорились, мы обсудили все идеи и выбрали самые оптимальные. Ребята расходились с классного часа возбуждённые, довольные и гордые. Они ощущали себя взрослыми, самостоятельными людьми, которые только что приняли важное решение.

Через неделю мы обсуждали, как идёт подготовка. И тут нам очень помогло «Колесо баланса». Оно позволило наглядно увидеть, что у нас почти готово, а где «слабое звено». Самое интересное, что «слабым звеном» оказался сценарий КВН, который по общему решению должна была подготовить я. А вот дети все данные ими самим себе задания выполнили.
После праздника – обязательный анализ.

« Что ценного вы получили для себя в процессе подготовки? Чему научились? Чему удивились? Что нового испытали и узнали о себе? Достигнута ли цель, которую каждый из вас ставил вначале? А если бы нам сейчас снова надо было готовить подобный праздник, что бы вы сделали уже по-другому?»

Коучинг в своей работе я применяю совсем недавно, многому ещё нужно учиться. Но уже понятно, что коучинговый подход даёт хорошие результаты в формировании свободной и счастливой личности ребёнка.