Как услышать друг друга?

Недавно я общалась с двумя ТОП–менеджерами крупной компании, с которой наша команда Центра развития и обучения «Калейдоскоп» сотрудничала почти полгода. Я спросила их о самом главном эффекте обучения сотрудников.

«Мы наконец–то услышали друг друга», — был ответ.

И действительно, именно благодаря тому, что разные уровни управления начали слышать друг друга, в компании стали происходить позитивные изменения. Руководители стали договариваться и решать оперативно вопросы, которые казались нерешаемыми.

Как часто Вы сталкивались с такой ситуацией, что каждый уровень управления в организации как бы живет своей жизнью и точно знает, что должны делать те, кто находится у них в подчинении? А на самом деле непонимание, которое возникает, приводит к разочарованию, чувству неудовлетворенности, снижению результативности, потере времени и приверженности. И те, кто расположен в самом низу управленческой вертикали считают, что «достучаться до небес» невозможно.

А что происходит в нашем самом ближайшем окружении? Как мы слышим наших родных? Действительно ли общение с ними – это диалог, а не разные монологи?

Об умении слушать написана не одна книга. И я как психолог, преподаватель психологии, бизнес–тренер многие из них читала и развивала в себе этот навык. Однако начать по–настоящему слышать других людей я смогла после обучения коучингу и внедрению коучингового подхода в свою жизнь.

Моя практика работы в компаниях показала, что умение слышать других людей важно не только коучам и психологам. Я уверена, что искусство слушания обычно неправильно понимается и недооценивается как навык! И если Вы тоже понимаете ценность этого навыка, я предлагаю Вам разобраться в следующих вопросах:

1. Что значит «услышать» другого человека? Какие эффекты возникают в связи с повышение качества слушания?

2. Какие уровни слушания существуют и как в них разобраться?

3. Что необходимо делать, чтобы развить свое искусство слушания?

Давайте поразмышляем над первым вопросом. Как правило, слушание проходит через «фильтр» собственного опыта, своих интересов и потребностей. Все наше развитие и процессы обучения приводят к тому, что мозг автоматически начинает соотносить услышанное с тем, что мы знаем, и интерпретировать. В результате, даже не дослушав фразу, мы начинаем уже формулировать свой ответ. Все это не способствует качественному слушанию.

Чтобы услышать другого человека, важно не позволять Вашему мозгу оценивать, интерпретировать и конструировать ответные слова. Как если бы у Вас была ручка громкости, которой Вы смогли бы приглушить звук внутри себя. И направить «прожектор» своего внимания на человека, при этом фокусируясь на том, что ему нужно, что стоит за его словами и что он действительно хочет до Вас донести. На первых порах это может показаться трудным, но усилия стоят того. Ведь в результате повышения качества слушания:

• растет доверие,

• улучшается качество отношений в целом,

• высказывается больше идей,

• исчезают споры,

• тратится меньше времени на решение задач,

• человек, которого выслушали, чувствует свою ценность и поддержку, и его мотивация растет,

• повышается качество владения информацией,

• легче достигаются соглашения,

• исчезают недоразумения...

И это еще не полный список!

Как можно начать тренировать свои навыки слушания? Давайте пожалуй начнем с маленького и легкого упражнения. Оно направлено на развитие осознанности по отношении к тому, как мы слушаем.

В течение дня и общения с другими людьми позвольте себе замечать:

• Насколько часто Вы делаете вид, что слушаете кого–то, а на самом деле не слышите?

• Как меняется Ваше слушание в зависимости от обстоятельств и от того, с кем Вы говорите?

• Как часто Вы интерпретируете, соотносите со своим опытом или строите ответную фразу в тот момент, когда собеседник продолжает говорить?

Чуткого Вам слушания и взаимопонимания!

 

Марина Горбунова

Психолог, сертифицированный бизнес–тренер, Профессиональный Эриксоновcкий коуч.